Украинские
НПЗ, несмотря на кризис, наращивают объемы производства, вследствие
чего доля отечественных нефтепродуктов на внутреннем рынке в текущем
году начала стремительно увеличиваться. С одной стороны, благодаря
этому впервые за последние несколько лет отрасль демонстрирует
устойчивые темпы роста, с другой – украинцы теперь вынуждены покупать
низкокачественный бензин по высоким ценам.
Украинская
нефтеперерабатывающая отрасль является единственной в промышленности,
которая избежала существенного спада производства. На фоне того, что в
большинстве сегментов промкомплекса падение объемов выпуска продукции
составляет 20-30%, а в некоторых 50-60%, по статье «производство кокса
и продуктов нефтепереработки» в сентябре рост составил 16,4% против
сентября 2008 г., что выглядят впечатляюще.
Относительно
производства моторного топлива, то по итогам трех кварталов украинские
нефтеперерабатывающие заводы сократили выпуск автомобильного бензина
всего на 3,6%, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года – до 2
млн. 447,2 тыс. тонн. При этом производство дизельного топлива в
Украине за аналогичный период увеличилось на 3,3% - до 2 млн. 489,8
тыс. тонн.
Как указано на Рис. 1. и Рис. 2 в сентябре этого года
и по выпуску бензина, и дизельного топлива украинские производители не
только догнали, но и превзошли показатели прошлого года.
Рис. 1 Производство бензина украинскими НПЗ в 2008-2009 г., тыс. т
Более
того, оба показателя являются рекордными за последние два года. Даже в
благополучное первое полугодие 2008 г. в Украине производилось меньше
топлива, нежели в нынешнем сентябре.
Рис. 2 Производство дизельного топлива украинскими НПЗ в 2008-2009 г., тыс. т
Наращивание
темпов производства отечественных нефтепродуктов наблюдается впервые за
последние четыре года. Несмотря на то, что в Украине действуют шесть
нефтеперерабатывающих заводов и один газоперерабатывающий (работает на
нефтяном конденсате), проектная мощность которых достигает 55-58 млн.
тонн, чего хватит для трехкратного насыщения внутреннего рынка моторным
топливом, Украина еще год назад импортировала половину необходимого ей
топлива.
Импортные поставки в последние годы позволяли избегать
резких колебаний на рынке нефтепродуктов, которые наблюдались в
2000-2005 г. Однако, девальвация гривни вынудила импортеров сократить
присутствие в Украине. Благодаря этому, нефтяные компании, работающие в
нашей стране, которых не раз обвиняли в проведении согласованной
ценовой политики, в конце лета в течен
...
Читать дальше »